Правильное
дыхание — правильная речь
Есть повод для
беспокойства, если:
1.Ребенок дышит ртом.
2.У ребенка поверхностное дыхание.
3.Ребенок не может произнести фразу из 3-4 слов на одном
выдохе и добирает воздух.
4.У ребенка воздушная струя недостаточной интенсивности.
Указанные симптомы могут говорить о недостаточности дыхательной
системы, участвующей в речевом акте, и необходимости ее тренировать.
Что делать? Скорая
родительская помощь
Правильное дыхание очень важно для речи, так как дыхательная система -
это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на
звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения
помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и
правильное распределение выдоха. При развитии диафрагмального речевого дыхания
используются различные предметы.

Это мелкие разноцветные кружочки, содержащиеся в хлопушках или
сделанные с помощью обыкновенного дырокола из цветной бумаги. Ребенку
предлагается подуть на белые конфетти и тем самым превратить обычную комнату в
заснеженный лес.

Перед ребенком стоит задача дуть на кораблики, находящиеся в тазу (или
другие плавучие легкие предметы - очень хорошо для этой цели использовать пластмассовые
яйца от «киндер-сюрпризов»). Можно устроить соревнование: чей кораблик дальше
уплывет.

подвешивают на нитках, на леске, располагают на различных поверхностях
(стол, подоконник). Они нужны в логопедической практике для отработки
длительного плавного выдоха.

Это атрибуты занимательной игры «Бульбульки». Нужно взять два
пластмассовых прозрачных стаканчика. В один налить много воды, почти до краев,
а в другой - чуть-чуть. В стаканчик, где много воды нужно, дуть через трубочку
слабо, а в стаканчик, где мало воды - дуть сильно. Задача ребенка так играть в
«бульбульки», чтобы не пролить воду. Нужно обязательно обратить внимание
ребенка на слова: слабо, сильно, много, мало. Эту игру можно также использовать
для закрепления знания цветов. Для этого возьмите разноцветные стаканчики и
трубочки и предложите ребенку подуть в зеленый стаканчик через зеленую трубочку
и т. д.

Можно купить эту игрушку, а можно сделать ее своими руками. Понадобятся
мыльная стружка, маленькая емкость для мыльного раствора и соломинка. Ребенку
предлагается поиграть с мыльными пузырями. Он может сам выдувать пузыри, если
же у него не получается дуть или он не хочет заниматься, то выдувать пузыри
может взрослый, направляя их в ребенка. Это стимулирует ребенка в ответ дуть на
пузыри, чтобы они не попали в него.

Если ребенок будет поочередно дуть в такие пузырьки, высунув узкий
кончик языка и слегка касаясь им горлышка флакона, то каждый пузырек будет
свистеть по-своему. Можно попытаться «выдуть» какой-либо знакомый ребенку и
несложный мотив.



Используются для формирования носового вдоха. Пусть ребенок
представит себе, что оказался в цветочном магазине, и попытается глубоко
медленно вдохнуть через нос, нюхая бумажные цветы, чтобы выбрать самый
ароматный цветочек для бабушки или мамы. Можно использовать для этой игры
различные ароматические саше, однако они не должны иметь резких запахов, не
должны быть пыльными и нельзя подносить их слишком близко к носу. Перед
использованием ароматов нужно удостовериться, что запахи не вызывают аллергию у
ребенка.

Для
этого дыхательного упражнения годятся как большие разноцветные свечи из воска
или парафина, так и маленькие сувенирные. Ребенок выполняет короткий бесшумный
вдох без надувания щек и медленный выдох, задувая по очереди зажженные свечи.
Можно устанавливать определенный порядок: «Задуй красную свечу, а потом -
зеленую». Чтобы стимулировать активность ребенка, используют декоративные свечи
в виде фигурок животных, предметов (свеча-яблоко, свеча-яйцо и др.). Другой
разновидностью дыхательных упражнений со свечой является резкий быстрый выдох
при коротком бесшумном вдохе. Для этого упражнения целесообразно купить
специальные свечи «с сюрпризом». Чем интенсивнее на них дуешь, тем сложнее
погасить. Упражнение с задуванием свечей легко перевести в игру «День
рождения»: если укрепить свечи на макете праздничного торта, то ребенок может
почувствовать себя в роли именинника.

Султанчики - сложенные в пучок, перевязанные прочной нитью и
закрепленные на палочке (карандаше) полоски мелко нарезанной фольги, целлофана,
цветной бумаги, ленты - обычно изготавливаются самими родителями детей. Если подуть
на султанчик, полоски начинают струиться, трепетать, что дает ребенку наглядное
представление о силе выдыхаемой воздушной струи.

Особый интерес у ребенка вызовет приспособление, сделанное собственными
руками. Так для дыхательных упражнений старшие дошкольники могут смастерить
вертушки из бумаги или легкой клеенки, а потом использовать их в дыхательной
гимнастике.

Это серия пособий, при работе с которыми расчет
делается на детское любопытство. Картинки двухслойные. Снизу — изображение
предмета или какой-либо сюжет, сверху - прикрепленный к краю картинки лист,
нарезанный тонкими полосками. Если на такую картинку подуть, то верхний лист
приподнимется и ребенок увидит, какое изображение под ним спряталось. Разрезать
верхний лист можно не только мелкими полосками (бахромой). Причем задание для
ребенка можно усложнить, или, наоборот, облегчить. Все будет зависеть от
плотности верхнего листа, например, если это лист писчей бумаги, то, чтобы
открылась картинка, требуется более интенсивная выдыхаемая воздушная струя; чем
для листа папиросной бумаги.
Комментариев нет:
Отправить комментарий